Основной источник энергии у ребёнка до года – грудное молоко или, в случае его недостатка, адаптированная молочная смесь. В 4-6 месяцев возникает необходимость в поступлении следующих веществ:
Именно с этого возраста, когда требуется дополнительное количество энергии, можно вводить продукты прикорма: овощное пюре, каши, мясное пюре, фрукты. С года ребёнок может получать пищу с адаптированного взрослого стола. Для приготовления таких блюд ограничивают количество соли, специй, изменяют консистенцию продуктов. Что касается соотношения белков-жиров-углеводов, в разных возрастных группах они различаются. Так, до года это пропорция 1:3:6, после года – 1:1:4.
Дети рождаются без каких-либо вкусовых предпочтений. Подслащивая или подсаливая пищу, родители навязывают ребёнку свои вкусы. Чем позже он попробует добавленный (свободный) сахар, тем лучше. ВОЗ рекомендует избегать сахаров в рационе ребёнка до двух лет, а Британское нутрициологическое общество – до 4 лет.
Рекомендации по количеству сахара в день в зависимости от возраста тоже варьируются:
с 4 до 6 лет – не более 19 г (примерно 5 кубиков);
с 7 до 10 лет – не более 24 г (6 кубиков);
с 10 до 18 лет – не более 30 г (7 кубиков).
Нет необходимости использовать сахарозаменители, если количество энергии свободных сахаров не превышает 5-10% от всей полученной энергии рациона.
Ацетономический синдром
Это состояние, при котором в крови наблюдается увеличение концентрации кетоновых тел, потому что организм вместо углеводов утилизирует белки и жиры в качестве источников энергии. Кетоновые тела раздражают рецепторы органов пищеварительной системы, центр рвоты в головном мозге, поэтому возникают приступы тошноты и рвоты. При этом в выдыхаемом воздухе, моче появляется ацетон, беспокоят боли в животе, дети нередко отказываются есть и пить. Иногда такие состояния могут повторяться – приступы длятся от нескольких часов до нескольких дней. Ацетономический синдром развивается на фоне снижения количества потребляемых углеводов, а провоцировать его могут:При появлении рвоты важно часто и понемногу поить ребёнка сладким чаем, компотом, соком, минеральной водой без газа, регидратационными смесями.
МИФЫ О САХАРЕ
1. Прямая связь употребления глюкозы и развития мозга, умственных способностей детей.
Данные о том, что употребление сахара влияет на когнитивные способности или уровень активности ребёнка, – заблуждение. Такая закономерная связь может быть отмечена лишь у незначительного процента детей.
2. Сахар способствует развитию сахарного диабета.
Повышенное потребление углеводов, в том числе сахара, может привести к появлению избыточного веса, ожирения, а затем – к развитию инсулинорезистентности, сахарного диабета ІІ типа.
3. С детства портит зубы и способствует развитию кариеса.
Для поддержания здоровья зубов ВОЗ рекомендует: количество свободных сахаров в пище не должно превышать 5% всей полученной энергии от еды; вводить соки в рацион после года.
4. Вызывает аллергию.
По своему составу аллергены обычно являются белками, а не сахарами. Реакции на сладости и мёд – это, по сути, псевдоаллергические реакции, которые развиваются на количество продукта.
5. Вызывает сильную зависимость.
Сахароза воздействует на рецепторы полости рта, затем посылает импульсы в головной мозг, далее активизируется дофаминовая система центра удовольствия и высвобождаются эндорфины, которые утоляют боль, приподнимают настроение, прибавляют сил.
Известны простые правила: не давать сладкое перед едой, чтобы не испортить аппетит, не давать конфеты перед сном – выброс энергии помешает уснуть. Кроме того, не стоит покупать домой пачками печенье, конфеты, вафельные десерты, газировку. Эти продукты так или иначе попадут в область внимания ребёнка, и он их захочет съесть. Лучше покупать йогурты, творожки, соусы, консервированные овощи без очевидных сахаров, обращать внимание на состав хлеба, кетчупа, других сложных по составу продуктов – важно, чтобы сахар не входил в группу основных ингредиентов (то есть не перечислялся близко к началу списка). Добавленный сахар также может скрываться под другими названиями: декстроза, мальтоза, лактоза, маннитол, сорбитол, крахмал, патока, карамель, сиропы.
Есть данные о том, что тяга к сладкому возникает из-за несбалансированности рациона, недобора нормы углеводов (4 г на 1 кг веса), недостатка хрома, цинка и витамина В6. Чем выше уровень усталости, тем больше хочется сладкого. Также сладостей может хотеться из-за недостатка положительных эмоций. Если научиться жить осознанно, контролировать свои эмоции, сбалансировать рацион, то вполне возможно избавиться от «сахарной» зависимости.
Гликемический индекс выражает влияние углеводов, содержащихся в продуктах питания, на уровень сахара в крови. Полезными считаются продукты с медленным высвобождением глюкозы, с низким гликемическим индексом (35 и меньше). Они дольше оставляют чувство сытости. Это, например, курага и чёрный шоколад, большинство ягод и фруктов.
Продукты с высоким гликемическим индексом (выше 70) быстро, но ненадолго поднимают уровень глюкозы в крови. Вскоре чувство насыщения пропадает – и возникает потребность что-то съесть. Это молочный шоколад, мёд, джемы, белый хлеб.
Наименее вредные сладости: пастила, зефир, мармелад, джем. В своей основе они содержат фруктовое пюре, пектин. А вот конфеты, батончики, торты, молочный шоколад в своем составе часто имеют трансжиры, красители, консерванты, несут пустые калории и не привносят ничего полезного в организм.
Категорических запретов в современной гастроэнтерологии очень мало. Ничего плохого не случится, если ребёнок иногда съест кусочек качественного торта или несколько долек шоколада, мороженое, домашнее варенье, несколько конфет. Но сладости не должны быть подарком, наградой за съеденный суп или хорошее поведение. Они не должны быть дома в постоянном доступе. Если у ребёнка грамотно выстроен рацион, нет нарушений пищевого поведения, то дозированное употребление сладостей не навредит. Более того, именно в семье нужно познакомить ребёнка со сладостями, желательно качественными, рассказать, почему именно они полезны. Если ребёнок накормлен, хорошо поел (кашу, суп), то много конфет ему не захочется.
Можно в игровой форме объяснять детям, рассказывать о полезных продуктах, устраивать детские праздники с самодельными полезными конфетами, тортами. Подключать их к процессу приготовления пищи, сладостей. Семья – огромная сила. Именно родители могут повлиять на формирование осознанного питания.
Есть действительно работающий принцип личного примера, формирование понятия ценности еды. Не стоит кормить ребёнка отдельно, лучше за общим столом, в приятной семейной обстановке. Накладывать в тарелку тот объём, который съест наверняка, лучше потом положить добавку. Ни в коем случае не кормить насильно. День на день не приходится: сегодня ест хорошо, а завтра меньше – это нормально. Правильный режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточная двигательная активность будут усиливать аппетит.
АВТОР СТАТЬИ:
Данькова Татьяна Николаевна – педиатр 1 категории, гастроэнтеролог медицинского центра «ЛОДЭ»