Логопедия (от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи») — это наука о нарушениях речи, которая изучает причины, механизмы, симптоматику, течение и структуру нарушений речевой деятельности.
Логопед занимается выявлением и устранением речевых нарушений, обучает правильной постановке звуков, правильному произношению слов.
С какими речевыми нарушениями работает логопед?
Коррекция необходима, если наблюдается:
-
задержка речевого развития;
- общее недоразвитие речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- дислалия – искажённое произнесение звуков, их замена и смешение;
- дизартрия – нарушение артикуляции звуков, расстройство голосообразования, изменения ритма, интонации и темпа речи;
- заикание;
- афазия – полная или частичная утрата речи, которая возникает из-за поражения речевых центров коры головного мозга (у детей встречается значительно реже, чем у взрослых);
- нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Когда необходимо обратиться к логопеду?
Консультация специалиста нужна, если
в 1 год:
-
ребенок не пользуется лепетом и отдельными облегченными словами («би-би», «мама», «папа») в моменты двигательной активности, удивления, радости;
в 2 года:
-
при общении со взрослыми или во время игры не обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями («хочу пить», «идем гулять»),
- не отвечает на вопросы взрослых;
в 3 года:
-
не говорит многословными предложениями, в которых более трех слов,
- говорит на «своем» языке,
- не понимает значения простых предлогов,
- не задает типичных для своего возраста вопросов («где?», «куда?», «зачем?», «почему?» и т. д.);
в 4 года:
-
говорит невнятно, речь смазанная, нечеткая,
- не различает звуки в слове,
- «проглатывает» окончания,
- переставляет местами слоги или «теряет» их,
- смягчает звуки («сянки» вместо «санки») или заменяет их («гом» вместо «дом»),
- плохо запоминает самые простые стихи и новые слова;
в 5-6 лет:
-
есть нарушения звукопроизношения,
- речь неразборчива,
- ребенок не может составить развернутый рассказ по предложенной картинке,
- не владеет грамматическим строем языка: слова не согласованы в роде, числе и падеже;
в 7-8 лет:
-
наблюдаются проблемы в овладении чтением и письмом (пропускает, заменяет, переставляет буквы, пишет зеркально, с трудом читает по слогам, не может запомнить правило),
- речь ребенка стала прерывистой, появились длительные паузы, повторы звуков, слогов или целых слов.
Консультация логопеда в МЦ «ЛОДЭ» включает:
1. Опрос родителей, уточнение анамнеза.
2. Обследование ребенка:
-- изучение коммуникативно-речевых умений;
-- изучение уровня лексического развития;
-- изучение сформированности грамматического строя языка;
-- обследование строения и моторики органов артикуляционного аппарата;
-- изучение звукопроизносительной стороны речи;
-- обследование фонематического слуха;
-- изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
-- исследование связной речи.
3. Выдачу консультативного заключения, содержащего рекомендации (при необходимости).
Почему важно вовремя обратиться к логопеду?
Если у ребенка в 5 лет плохо развита устная речь, он не умеет составить связный рассказ по картинке, то впоследствии возникнут трудности при овладении школьной программой.
Нарушения артикуляции и фонематического слуха приведут к нарушениям письменной речи.
Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность пространственно-временной ориентировки породит проблемы с почерком.
Кроме того, речевые нарушения, помимо учебы, негативно влияют на общение с окружающими независимо от возраста.
В процессе занятий с логопедом ребенок научится правильному произношению звуков и грамотному построению речи. Специальные упражнения разовьют слуховое и зрительное восприятие, воображение, общую и мелкую моторику, будут способствовать обогащению словарного запаса, улучшению памяти, концентрации внимания, мышления.